Тема : «Осень. Деревья и кустарники»
1.
|
Рассмотреть
картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить внимание на
внешний вид и состояние деревьев и кустарников – они покрыты разноцветной
листвой, листья начинают опадать; Уточнить строение дерева - у деревьев есть
корни, ствол, ветки, листья, плоды.
Закрепить
названия деревьев: берёза, осина, клён, тополь, сосна, рябина, дуб, яблоня.
Научить различать их между собой по характерным признакам. Рассмотреть на
прогулке какие у деревьев стволы, ветки, листья.
Рассмотреть
кустарники, уточнить чем дерево отличается от куста ( У дерева от корня
отходит ствол, а у кустарника от корня идет много веток. Дерево большое, а
кустарник маленький).
Закрепить
с детьми признаки осени – дни становятся короче, а ночи длиннее, на улице
стало холоднее, с деревьев и кустарников опадает разноцветная листва, часто
идет дождь, люди одевают теплую осеннюю одежду…
|
|
2.
|
Упражнение «Назови ласково» на образование
существительных с помощью суффиксов.
|
Дерево
– деревце, куст – кустик, лист – листик, ветка – веточка, туча – тучка, дождь
– дождик, солнце – солнышко, корень – корешок, яблоня – яблонька, осина –
осинка, берёза – берёзка, дуб – дубок, рябина – рябинка, …
|
3.
|
Упражнение «Один-много» на
употребление существительного множественного числа в родительном падеже.
|
Дерево
– деревья – много деревьев, Кустарник – кустарники – много кустарников, берёза
– берёзы – много берёз, дуб – дубы – много дубов, туча – тучи – много туч,
дождь – дожди – много дождей, …
|
4.
|
Упражнение «Посчитай» согласование
числительного с существительным от 1 до 5.
|
1
берёза, 2 берёзы, 3 берёзы, 4…, 5…;
1
дуб, 2 дуба, 3 дуба, 4…, 5…;
1
ствол, 2 ствола, 3 ствола, …
1
туча, 2 тучи, 3 тучи, …
1
кустарник, 2 кустарника, 3 кустарника, …
1
лист, 2 листа, 3 листа, …
|
5.
|
Упражнение «Скажи наоборот» (продолжаем
учиться подбирать антонимы).
|
Дерево
высокое – кустарник низкий;
Лист
березы желтый – лист клена красный;
Лист
березы маленький – лист дуба большой;
…
|
6.
|
Упражнение на развитие мелкой
моторики.
Упражнения для пальчиков. |
«Осень».
Ветер северный
подул (подуть на пальцы)
С-С-С все
листочки с липы сдул (с-с-с)
Полетели,
закружились и на землю опустились.
(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по
ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,
(постучать пальцем по столу)
Град по ним
заколотил, листья все насквозь пробил.
(постучать кулачками по столу)
Листья все
насквозь пробил, снег потом припорошил,
(плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их
накрыл.
(ладони крепко к столу)
"У
сосны, у пихты, елки (катаем мячик между ладонями)
Очень колкие иголки. (… между правой ладонью и столом) Но еще сильней, чем ельник, (… между левой ладонью и столом) Вас уколет можжевельник". (…между ладонями обеих рук) |
7.
|
Упражнение «Найди ошибки» - на развитие
слухового внимания.
|
Определи, чего
не бывает осенью:
- дети загорают,
купаются, носят легкую одежду.
- под ногами
шуршат сухие, разноцветные листья.
- набухают
почки, распускаются листья.
- люди собирают
урожай овощей и фруктов.
- на улице стало
холодно, идет дождь.
|
8.
|
Упражнение «С какого дерева листок?» -
на
образование относительных прилагательных.
|
- лист с дуба - дубовый лист
- лист с берёзы - ...
- лист с рябины - ...
- лист с клёна - ...
- лист с яблони - ...
- лист с осины - ...
- лист с тополя - ...
|
9.
|
Упражнение «Расскажи и покажи» - закреплять
строение дерева (корни, ствол, ветки, листья, крона, кора дерева)
|
|
10.
|
Упражнение «Помоги собрать картинку» -
развиваем
целостность восприятия.
(картинки
с изображением деревьев, кустарников – разрезанных на 4-6 частей)
|
|
11.
|
Упражнение «Продолжи ряд» - закрепление
последовательности чисел до 5.
1-2
….; 1 -…; 1-2-3-…; 5-4-3...; 5-4-... и т.д.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий