Лексическая
тема : «Животные и птицы зимой»
1.
|
Рассмотреть иллюстрации диких животных: медведя,
лисы, волка, зайца, белки, ежа;
Уточнить обобщающее понятие «дикие животные».
Учить отвечать на вопросы: Почему их так называют? Кто им строит жилища? Кто им добывает еду? Кто за ними ухаживает? Почему они называются дикими?
Рассмотреть иллюстрации зимующих птиц: снегиря,
воробья, вороны, сороки, синицы, голубя, дятла. При этом следует обратить
внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на
зиму, а остаются зимовать.
Уточните
названия частей тела птиц ( туловище, голова, хвост, клюв, крылья и т.д.);
Чем покрыты птицы? Уточнить обобщающее понятие «Зимующие птицы»
Продолжаем закреплять названия зимних месяцев.
Закреплять названия
зимних месяцев (декабрь – январь – февраль).
Закреплять
последовательность времен года.
Упражнение «Когда это бывает» - закреплять
знания детей о временах года, их признаках.
|
|||
2.
|
Упражнение «Кто как голос подает?» - закрепляем
умение образовывать глаголы от звукоподражательных комплексов.
|
Лиса -
тявкает, Воробей -
чирикает,
Медведь - рычит, Ворона - каркает,
Волк - воет, Голубь - воркует,
Белка -
цокает, Сорока -
стрекочет.
Заяц - пищит.
|
||
3.
|
Упражнение «У кого - кто?» на падежное
согласование существительных.
|
У волка -
волчонок (волчата).
У медведя - медвежонок (медвежата). У лисы -...; У зайца- ...; У ежа - ...; У белки... ; |
||
4.
|
Упражнение «Один-много» на
употребление существительного множественного числа в родительном падеже.
|
Одна белка-
много белок (белки).
Один волчонок - много волчат (волчата).
Один заяц -
много зайцев (зайцы)
Один медведь -
много медведей (медведи)
Одна синица - много синиц (синицы). Один воробей - много воробьев (воробьи). Один снегирь - много снегирей (снегири).
Одна ворона -
много ворон (вороны)
|
||
5.
|
Упражнение «Посчитай» согласование
числительного с существительным от 1до 10.
|
1 волк, 2
волка, 3 волка, 4 волка, 5 волков;
1 лиса, 2
лисы, 3 лисы, 4 лисы, 5 лис; .........
1 снегирь, 2
снегиря, 3 снегиря, 4 снегиря, 5 снегирей;
1 ворона, 2 вороны, 3 вороны, 4 вороны, 5 ворон; ................
|
||
6.
|
Упражнение на развитие слухового внимание, памяти
и связной речи.
- Послушай рассказ.
|
Заяц
У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.
Какие уши у зайца?
Какие лапы длиннее, какие короче?
Каким цветом шкурка у зайца зимой?
Что ему помогает скрываться от врагов?
Где живет заяц?
|
||
7.
|
Упражнение «Кто где живет?» - закреплять
названия жилища.
|
Лиса, ёж - в норе; Заяц - под кустом;
Волк - в логове; Медведь - в берлоге;
Белка - в дупле;
|
||
8.
|
Упражнение «Чей хвост, Чьи лапы, чье туловище?»
«Чья шея, чьи крылья, чьё туловище?» - учимся
образовывать относительные прилагательные. Желательно использовать картинки
или иллюстрации животных
|
Морда (чья?) –
волчья; лисья; заячья... Лапы(чьи?)
–медвежьи, беличьи, … Хвост(чей?) - медвежий, заячий, ...
Шея (чья?) -
воронья, воробьиная, ...
Крылья (чьи?)
- синичьи, вороньи, ...
Туловище (чьё?) - воронье, воробьиное, ... |
||
9.
|
Развиваем логическое мышление.
Продолжаем учить отгадывать загадки.
Хоть я не молоток – по дереву стучу:
В нём каждый
уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке
красной и акробат прекрасны (Дятел).
Эта хищница болтлива, воровата,
суетлива,
Стрекотунья, белобока, а зовут её ...(Сорока).
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей).
Зимой на ветках яблоки! Скорей же
собери!
И вдруг вспорхнули яблоки – ведь это … (Снегири).
Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком часто бегаю
тайком. (Лиса).
Под соснами, под ёлками живёт клубок с
иголками. (Ёж)
Быстрый маленький зверёк по деревьям
скок-поскок. (Белка)
Серый байковый зверюшка, косоглазый
длинноушка.
Ну-ка, кто он угадай и морковку ему
дай. (Заяц)
Кто зимой холодной ходит злой голодный? (Волк)
Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге
отдыхает. (Медведь)
|
|||
10.
|
Упражнение на развитие общей моторики.
«Повадки
зверей» (Дети
идут по кругу, имитируя повадки зверей)
|
|||
11.
|
Развитие математических представлений
|
«Посчитай, не
ошибись»
1 - 2 - 3 - 4 –
5 – 6 – 7 – 8 – 9 - 10
10 – 9 – 8 – 7
– 6 - 5 - 4 - 3 - 2 - 1
«Какую цифру
пропустила?»
1 - ? - 3 - 4 –
5 - ? – 7 – 8 - ? - 10
1 - 2 - 3 - ? –
5 …
? - 2 - 3 - 4 –
5 …
|
||
12.
|
Упражнение
«Длинный или короткий ?» -
усвоение слов-антонимов.
|
У
зайца длинные уши, а у медведя ...
У
лисы длинный хвост, а у зайца... (короткий).
У
белки длинный хвост, а у медведя ... У белки короткие ноги, а у
волка... (длинные).
У медведя
короткий хвост, а у лисы ...
У
ежика короткие уши, а у зайца... (длинные).
У
дятла клюв длинный, а у синицы ...
|
||
13.
|
Упражнение «Поймай звук». Дети
хлопают на заданный гласный звук: [ш], [с], Хлопни если услышишь звук [ш].
|
|||
14.
|
Упражнение «Твердый - мягкий».
Дифференциация
звуков по твердости и мягкости в словах со звуками [ш], [с]. Подними зеленую курточку если услышишь
слово с мягким звуком …, синюю, если услышишь слово с твердым звуком … . Снег,
снегирь, лес, синица и пр.
|
|||
15.
|
Характеристика звука.
Дети
дают характеристику звука с опорой на схему. (Гласный/ согласный, твердый/ мягкий, звонкий/ глухой).
|
|||
16.
|
Артикуляционные
упражнения.
«Лопаточка»
(удержание расслабленного языка на нижней губе под счет до 10 сек.);
«Иголочка» (удержание узкого языка под счет до 10 сек.), «Чашечка» (удержание
широкого языка с загнутыми наверх
краями в виде чашечки, под счет до 10 сек.). «Поцелуй губами», «Чистим зубки»
(Динамичное движение языка влево-вправо за верхними и нижними зубами),
«Маляр» (Динамичное движение языка назад –вперед по небу), «Лошадка».
|
|||
17.
|
Художественная литература.
Чтение
художественных текстов с последующим обсуждением.
В. Бианки «Синичкин календарь»,
М. Пришвин «Птицы под снегом».
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий